Linux и игры
Один из самых частых доводов против Linux на домашнем ПК — это отсутствие возможности нормально поиграть. Тут можно было бы, конечно, привести контраргумент о том, что играть надо на игровых приставках, но это очень слабый аргумент, потому что уж если дома есть ПК, который используется для разных развлечений, то и игры тоже должны входить в эту сферу.
Я тут даже не буду рассказывать о том, что с играми в Linux всё замечательно. Нет, не всё замечательно, но не из-за того, что Linux как ОС не приспособлена для игр. Уже давно нет проблем с драйверами для распространенных видеокарт (и для Nivida, и для AMD), нет ощутимой разницы в производительности в сравнении с Windows (а ведь помню были времена когда в Linux производительность игры могла быть на процентов этак 40 пониже). Да и всякие игровые приблуды (джойстики, геймпады, рули и пр.) вполне неплохо поддерживается, разве что варианта ровно два — либо сходу заработает, потому что поддержка есть на уровне ядра Linux, либо вообще работать не будет (зато и без пляски с драйверами).
Проблема ровно в том, что разрабатывать игры специально для Linux (и Mac тоже) особо не рвутся, поскольку рыночная ниша очень узкая. И значительно выгоднее разрабатывать игры (или портировать) под Windows, ибо тут хотя бы есть этот самый рынок, на котором можно зарабатывать. А поскольку разрабатывать надо под Windows, то зачастую в дело идёт такая библиотека как DirectX. Такая же ситуация возникает и с портированием игр на ПК с Xbox, потому что в этой приставке используется библиотека очень похожая на DirectX, поэтому с портированием на DirectX обычно не возникает проблем. А вот в Linux нет DirectX, а есть только OpenGL, который также широко используется для разработки игр, но, к сожалению, значительно реже чем DirectX (есть, конечно, вариант использования прослойки для отрисовки вместо DirectX функциями библиотеки OpenGL, но это весьма специфическая вещь). Именно в этом и вся проблема. Поэтому и не будет для Linux такого же количества проектов класса ААА, как для Windows, потому что портировать игру с API DirectX на API OpenGL довольно-таки затратно, а делать это ради 2% пользователей можно только в полной уверенности, что большая часть этих самых пользователей игру купит.
Так что же — всё настолько плохо, что можно даже не рассматривать Linux в качестве игровой платформы и в нём невозможно даже поиграть? Нет, не так всё печально. Рассмотрим же, что нам может сейчас предложить эта ОС на примере дистрибутива Linux Mint.
Игры из стандартного репозитория
Несмотря на то, что в репозитории Ubuntu достаточно много игр, рассматривать их для серьёзного гейминга несерьёзно (каламбурчик). Не считая пары-тройки настольных игр они все сильно уступают тем играм, в которые можно поиграть в Windows. Поэтому вряд ли взыскательный пользователь будет с помощью них развлекать себя.
Браузерные игры
Тут всё понятно. Браузерные игры — это максимально совместимые игры на всех платформах. Есть вариант играть в веб-браузере Chrome — устанавливая игры из его интернет-магазина, а также использовать различные библиотеки игр в социальных сетях. Понятно, что супер-пупер графических изысков здесь не подают, но и думать, что в данной категории представлены одни только игры-«фермы» — тоже не надо. Есть и крупные отдельные проекты. Я не собираюсь в рамках данного обзора рассказывать про всевозможные варианты и буду писать только про то, во что сам играю. Так вот, с одной такой игрой мы вместе уже 16 лет и это, по-видимому, не предел. Эта игра: Hattrick — на мой взгляд, лучший из всех футбольных менеджеров, в который сейчас играет больше 13 миллионов человек по всему миру.
Тут я не буду описывать все особенности Hattrick‘а и, пожалуй, напишу об этой замечательной игре отдельную статью, скажу только, что это очень неторопливый менеджер — официальные игры в лиге проходят один раз в неделю (один сезон идёт 16 реальных недель). Поэтому рассчитывать на то, что вы придёте и будете сразу всех нагибать — не приходится, эта игра именно для тех, кто рассчитывает стратегию на пару-тройку лет вперёд.
Сторонние библиотеки игр
Игры для Linux можно также искать на сайтах крупных издательств игр и на сайтах разработчиков игр. Но проще искать и выбирать на ресурсах, специально предназначенных для этого. И тут я бы остановился на трёх современных китах этого направления: GOG, Humble Bundle и, конечно же, Steam. Этого вполне достаточно, чтобы найти себе игру по вкусу даже для Linux.
GOG.com — это платформа цифровой дистрибуции игр без DRM-защиты. Понятно, что не бесплатно, но и не очень недорого, зачастую есть скидки, а также можно найти такие игры, которые официально купить больше нигде нельзя. Кроме этого, периодически раздают игры вообще бесплатно, так что стоит периодически заходить и проверять, чтобы не упустить чего-нибудь интересного.
Для Linux в GOG.com 26 страниц игр — более чем 1200 игр, есть из чего выбрать (для Windows раза в три больше). Купленные игры можно полностью скачивать и устанавливать на любое устройство — тут мы не привязаны к одному аккаунту магазина и это хорошо. Минус для русскоязычных пользователей: половина игр — только на английском языке, зато это можно сразу отфильтровать в магазине.
Humble Bundle — многие знают эту библиотеку исключительно по специальным раздачам игр за «недорого», но это на самом деле огромная библиотека игр, которые можно и просто купить без отдельной раздачи, а также оформить помесячную (или годовую) подписку и получить определённые возможности (часть игр бесплатно + скидку на весь каталог).
И всё-таки основное преимущество для экономного игрока — это именно те самые «bundles» (сборники игр) выставленные на аукцион, где сам пользователь выбирает: сколько бы он заплатил за эти игры. Понятно, что есть минимальная ставка (50 рублей), за которую вам предложат всякое старьё, а за хорошие игры придётся серьёзно доплатит. Например, в момент написания статьи шёл аукцион Humble Award Winners Bundle, где за 50 рублей давали SIMULACRA и Diaries of a Spaceport Janitor, за 590 рублей добавляли Quadrilateral Cowboy и Yoku’s Island Express, а вот за 1100 рублей докладывали ещё Yuppie Psycho, Owlboy и SINNER: Sacrifice for Redemption.
Но даже тратя по 50 рублей за каждое предложенный пакет можно собрать нехилую коллекцию, у меня, например, только игр для Linux скопилось под 150 штук. Понятно, что большая часть игр от независимых разработчиков (indie-игры), но кто сказал, что это плохие игры? Зачастую геймплей в этих играх просто великолепный и заставит вас играть в них часами, а потом ещё и заново переигрывать.
Купленные игры в Humble Bundle можно как скачивать напрямую в виде установочного файла (как и в GOG.com), так и привязывать к Steam (сейчас это, пожалуй, единственный магазин, к которому можно привязать игры в Humble Bundle). И это однозначно удобно. Причём можно не только привязать игру к своему собственному аккаунту, но и подарить её другому пользователю Steam.
Всего же игр для Linux в Humble Bundle почти 2 с половиной тысячи, так что, как говориться, листать замучаетесь. Есть из чего выбрать, есть во что поиграть, хотя для Windows этих игр ещё больше — около 8 тысяч, так что опять видим соотношение 1 к 3.
Steam — пожалуй, самый известный магазин и самая обширная библиотека игр для ПК. И тут надо отдать Valve должное — именно они несколько лет назад объявили о поддержке Linux и даже была создана игровая консоль и свой дистрибутив Linux — SteamOS. Они портировали практически все свои игры на Linux и привлекли других разработчиков своими инициативами сделать тоже самое. И это прилично расширило каталог игр для Linux.
Для Linux есть нативный клиент Steam, который в Linux Mint устанавливается прямо из менеджера программ, и он ничем не отличается от такого же клиента в Windows. Разве что тем, что количество отображаемых игр, сужается: например, у меня приобретено порядка 450 игр (большая часть через Humble Bundle), из которых под Linux можно установить где-то двести с чем-то. Это более чем 50%, однако надо учитывать, что из инди-игр доступно 137 из 189 (самый большой процент), а вот гонки — 3 из 11, квесты — 12 из 35, RPG — 3 из 34, стратегии 20 из 55, стрелялки — 22 из 77. То есть наибольший процент недорогих, небольших игр и маленький процент крупных от известных издателей. Зато среди того, что есть, и во что я играл, можно перечислить Civilization V и VI, Total War: EMPIRE и SHOGUN 2, XCOM 2, DiRT Rally и Showdown, Team Fortress 2 — и это не упоминая десятки игр поменьше. Так что поиграть есть во что, хотя, конечно, большая часть каталога Steam будет недоступна и с этим ничего не поделаешь. Всего же игр для Linux в Steam больше 6 тысяч и с русским языком около двух тысяч — впечатляющий выбор.
Облачные игры
С играми в «облаках» для Linux пока всё печально. На данный момент с шумом прошёл запуск GeForce Now, и в России можно играть на серверах GFN.ru, но клиент можно скачать только для Windows, Mac и Android. Linux обошли и тут стороной, но кто знает, может в дальнейшем клиент и появится, сейчас у сервиса явно это не главный приоритет. А так был бы интересный вариант и можно было бы сэкономить на покупке крутой видеокарты и платить деньги только за те месяцы, когда реально надо.
Остальные сервисы вообще пока недоступны для нашей страны. Есть правда один вариант, который позволяет играть в игры для Windows с помощью трансляции на ПК с Linux без всяких «облаков». Эта функция есть в Steam и, если вы запустите клиент Steam на ПК с Windows, клиент Steam на ПК с Linux, и в оба зайдёте одним и тем же пользователем, то вам будет доступна функция «Трансляция»:
И вы сможете запускать игры установленные на ПК с Windows на другом ПК с Linux. Понятно, что на ПК с Linux будет транслироваться экран ПК с Windows, а обратно будут передаваться нажатия клавиш и движения мыши. Т.е. требуется хорошая скорость сети, работающий компьютер, запущенный Steam… В общем много условий, качество всё равно уступает и непонятно зачем всё это нужно — если уже есть этот самый ПК. У меня пока только один вариант — это если комната с ПК, на котором установлен тот самый Windows и Steam занята и нет возможности поиграть, но очень хочется. Но это очень надуманный вариант, поскольку основная причина, когда комната занята и поиграть там никак — это позднее время. Но если в этой комнате кто-то засыпает или уже спит, то я сомневаюсь, что ему понравится завывание кулеров процессора и видеокарты в процессе игры. А поскольку трансляция происходит прямо на экране и что-то ещё делать на этом ПК не получится, то все остальные варианты отпадают.
Итого
Итак, мы пробежались по игровым возможностям ПК с Linux и определили, что они явно уступают такому же ПК с Windows. В основном это претензия в части выбора игр, а не технической части этого процесса. Приговор ли это? Нет, это всё-таки больше вопрос к владельцу такого ПК. Если он прожжёный геймер и не может жить без большинства игровых новинок и играет во всё подряд, то да: вариант с Linux — это однозначно не его вариант. У подобного персонажа скорее всего есть ещё и Xbox с Playstation, поскольку на них есть эксклюзивы, которых вообще нет на ПК. Если же это человек, который в игры играет время от времени, то почему бы и нет? Под Linux есть огромное количество игр, мы в этом убедились, пробежав по трём крупнейшим игровым каталогам. Да, нет возможности поиграть в какие-то конкретные игры, но дак и без игровой приставки вы тоже кое во что не поиграете — так ли это вас волнует?
В данном обзоре я не стал рассматривать эмуляцию других игровых платформ (устаревших) и эмуляцию в Linux собственно Windows и DOS, это будет темой для следующей статьи (в том числе и форк Wine: Proton от Steam).
P.S. Эта статья из цикла «Linux обычного пользователя» и, если она вас заинтересовала, то вы можете прочитать и другие статьи по этой теме.
- dukeyusupov
- 0
- 963