Hattrick — футбольный онлайн-менеджер
…Давным-давно (в 1997 году), в одной далёкой северной стране, а конкретно — Швеции, родилась игра про футбол, которая прожила до сегодняшнего дня, и, мало того, что прожила, а ярко разгорелась на небосводе и продолжает до сих пор сиять, радуя своих пользователей. В том, что текстовый футбольный менеджер в виде браузерной игры под названием Hattrick появился в конце 90-х нет ничего особенного: в то время через браузер вряд ли можно было играть во что-то серьёзное — в то время только-только был заявлен формат HTML 4 версии и ещё существовал Macromedia Flash (будущий Adobe Flash). А вот то, что данный футбольный менеджер прожил вплоть до 2020 года, оставаясь всё той же игрой (ведь несмотря на все доработки — суть-то осталась той же) — вот это интересный феномен.
Я сам случайно в 2004 году узнал об этой игре и вот уже моей команде Duke’s team в Hattrick 1 апреля сего года исполнилось 16 лет: еще пара лет и она будет вполне совершеннолетней. А поскольку за один реальный год в игре проходит по 3 сезона (один сезон длится 4 месяца), то можно прикинуть, что по меркам Хеттрика моей команде уже 52 года и уже отнюдь не первое поколение её игроков ушло на пенсию.
В чём же кроется секрет успеха? Ведь несмотря на то, что Hattrick за последний десяток лет подрастерял пользователей (в 2006 году был достигнут пик в более чем 900 тысяч пользователей) и сейчас активных пользователей чуть более 220 тысяч (хотя это частично связано с чересчур активным их привлечением до этого), всё равно эта цифра смотрится очень внушительно для подобного проекта. На мой взгляд, этих причин несколько.
Во-первых, разработчики всегда позиционировали свою игру, как полностью бесплатную (доход от рекламы на сайте), и даже то, что в игре была возможность купить подписку (кстати, недешёвую), она давала лишь дополнительные удобства пользователю и не влияла на игровой процесс в части получения игрового преимущества. То есть, это не одна из тех многочисленных игр, в которых надо донатить, чтобы выигрывать.
Во-вторых, игра не требовала бесконечного внимания пользователя и вся активность, которая для неё требовалась, была разнесена на целую неделю: официальные матчи игрались по выходным, плюс к этому один раз на неделе проводился товарищеский матч. Это позволяло растянуть удовольствие и так быстро не надоедало.
Ну и, в-третьих, несмотря на довольно-таки простую концепцию самой игры, просто так придти и всех «нагнуть» и быстренько стать чемпионом страны (как это обычно происходит в оффлайн-менеджерах) было практически невозможно — тут вы бьётесь с другими людьми, которые отнюдь не дураки и отличаются от искусственного интеллекта в лучшую сторону. Приходилось продумывать не только тактику при расстановке на матч, а целую стратегию развития команды на десяток сезонов. Это непросто, но поскольку время в Хеттрике идёт неспешно, то позволяет делать это спокойно и не торопясь. Таким образом, игра становится частью жизни и от неё непросто отказаться, учитывая всё то время, которое туда вложено. И даже если по тем или иным причинам менеджеры бросали игру, то многие из них возвращались с известной фразой: «И когда я думал, что уже завязал — они затащили меня обратно!» Лично видел подобные примеры…
Для того, чтобы новичку понять что такое Hattrick, на его сайте есть отличный справочник для начинающих, он достаточно краткий, зато сразу вводит игрока в курс дела. Кроме этого справочника есть ещё довольно-таки подробные правила игры, в которых написано очень многое (но многое специально не написано!). Я же буду писать с оглядкой на свой опыт и со ссылками на правила, там где это уместно. Начнём с того, что на виду.
Игроки
Что сразу бросается в глаза новичку, когда он получает новую команду? Конечно же, игроки этой самой команды, хотя на самом деле большинство этих игроков не стоят вообще ни копейки — их навыки слишком низкие. Но именно с ними надо начинать завоёвывать вершины.
Состав моих игроков поменялся десятки раз, поэтому уровень игроков безусловно отличается от первоначальных, но общий смысл один и тот же: у нас есть игроки с цифровыми навыками (от 0 до 20, причём это недавно так стало отображаться, а до этого были только текстовые обозначения) вратаря, защиты, полузащиты, фланга и нападения. Это охватывает все позиции на поле и даже новичку становится понятно, что игрока с высоким навыком защиты надо ставить на позиции защитника, а с высоким навыком нападения — на позицию нападающего. Но это только начало, потому что у игроков есть так называемые «вторичные» навыки (влияющие в зависимости от позиции игрока на поле) и это надо знать. А полезность игрока в определённой позиции определяется рейтингом игрока — теми «звёздами», которые показывает игрок за игру. Чтобы понять, какие навыки должны быть у игроков определённых амплуа и выжать из них максимум, надо, во-первых, читать правила, а, во-вторых, потребуется «опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг».
Игроки могут тренироваться и повышать свои навыки, но они каждый день стареют и ближе к 30 годам начинают ощутимо терять свои навыки, а к 35 годам редко кому удаётся удержать свои навыки высокими. Поэтому перед владельцем клуба всегда стоит вопрос обновления состава, всегда надо готовить смену ветеранам и копить деньги на новичков. Некоторые менеджеры оказываются не готовы к этому и вынуждены распродавать остатки команды и уходить из высоких лиг в низкие, чтобы там набрать жирок и снова претендовать на вершины. А многие менеджеры умудряются перестраивать свою команду на ходу, иногда даже меняю схемы тренировки игроков и тактику игры команды.
Кроме этого у игрока есть и другие параметры, которые непосредственно влияют на их игру. Например, это выносливость, определяющая сколько времени на поле игрок сможет отыграть в полную силу, форма — мультипликатор к силе игрока, преданность клубу — бонус за время нахождения игрока в клубе. Есть ещё специализации, которые позволяют более эффективно использовать игроков на определённых позициях. То есть, несмотря на всю простоту модели игрока, видно, что раскрываться она начнёт только в момент её использования — в матчах.
Расстановка на матч и тактика
Выставлять игроков на матч сейчас гораздо удобнее, чем было десяток лет назад, всё-таки Хеттрик постоянно развивается. Причём это не только визуальное улучшение, с каждым разом в игру добавляют функции, которые упрощают её понимание. Например, если раньше чтобы просчитать свои уровни полузащиты, атаки и защиты нужно было либо сидеть с калькулятором, либо использовать специально написанные для этого программы, то сейчас это стало уже частью расстановщика на игру (их можно увидеть на вкладке «Обзор»):
Кроме этого, теперь показывается не просто соотношение рейтингов линий, а вероятности в процентном выражении, что, с учётом того что зависимости не линейные, сильно упрощает понимание игры.
Расставляя 11 игроков на конкретные позиции из возможных 14-и на поле мы получаем одну из возможных расстановок: 5-5-0, 5-4-1, 5-3-2, 5-2-3, 4-5-1, 4-4-2, 4-3-3, 3-5-2, 3-4-3, 2-5-3 (по формуле ЗАЩИТА-ПОЛУЗАЩИТА-НАПАДЕНИЕ). Указываем поведение игроков (атакующее, оборонительное, в центр, на фланг) и на вкладке «Обзор» мы можем видеть, как все параметры игроков (их навыки, форма, бонусы и т.п.) превращаются в рейтинги линий и как эти рейтинги линий сталкиваются с линиями соперника, а точнее с одним из последних матчей соперника (да-да, просчитывать соперника стало гораздо проще — ещё одно улучшение последних лет).
Всего есть 7 линий: 3 направления защиты (центр и фланги), центр поля и 3 направления нападения. Ну и соответственно, ваш рейтинг линии нападения справа будет сталкиваться с рейтингом линии защиты слева у соперника. Надо понимать (и желательно сначала прочитать), что на эти рейтинги влияют не только навыки игроков, выставленных в соответствующие позиции, но и навыки игроков, находящихся рядом. Причём игроки из соседних линий могут влиять не своими основными навыками, а вторичными. Например, центральный полузащитник может с помощью навыка паса добавлять атаку по всем направлениям, а левый центральный полузащитник еще больше добавит именно в атаку слева, но не добавит её справа. Фланг левого крайнего защитника тоже добавляет в рейтинг атаки слева и даже больше, чем пас центрального полузащитника. А фланг левого крайнего полузащитника сильно прибавляет в атаку по левому краю, зато, чтобы хоть чуть-чуть прибавить к силе атаки в центре, этим же крайним полузащитникам понадобится уже пас… Короче, во всём этом надо хорошо разобраться, чтобы подобрать такую команду, которая будет вести вашу игру. Хорошо, что сейчас в расстановщике при перемещении игроков, отображаются все изменения в рейтингах линий, это упрощает понимание вышеперечисленных моментов.
И вот тут новичку надо преодолеть первый барьер понимания Хеттрика — в матче играют не игроки, а играют линии и, конкретно, их рейтинги противостоят рейтингам соперника. Поэтому не надо думать, что купив какого-нибудь супер-пупер игрока, вы сразу станете у всех выигрывать. Этот игрок действительно прилично добавит в одну из линий и совсем немного в остальные. А чтобы выиграть, как сказала одна из «легенд» Хеттрика, надо чтобы «все твои линии были сильнее линий соперника». Это на самом деле и так и не так. Чтобы повысить свои шансы на победу и предусмотреть все возможные тактики противника, действительно желательно, чтобы все наши рейтинги были выше и причём значительно. Но при игре примерно равных команд это, к сожалению, не всегда возможно, потому что, во-первых, невозможно выставить 5 игроков в защиту, 5 в полузащиту и 3 в нападение одновременно (тут Хеттрик имеет схожесть с реальным футболом!), а, во-вторых, иметь сразу столько игроков с высокими навыками — это очень дорогого стоит и может довести до банкротства — одним из способов закончить эту игру… Играя в лигах выше самой нижней, невозможно даже содержать команду, которая одновременно могла бы играть все расстановки и все тактики.
Кстати, о тактиках. Подобно реальному футболу, в Хеттрике тоже есть тактики игры (прессинг, контратаки, атака в центре, атака по флангам, играть творчески и дальние удары), которые сильно разнообразят игру. Но тактику можно выбрать только на целый матч, поэтому отсидеться первую половину в защите, а во второй, измотав соперника, перейти в атаку не удастся. Зато с помощью тактик можно сыграть на сильных сторонах своей команды или на слабых сторонах команды соперника. Например, если у нас полузащита сильно уступает сопернику и мы понимаем, что в обычной ситуации мы просто будем грушей для битья, но зато у нас бетон в защите и сильная атака — тогда опытный менеджер будет играть от контратак и посмотрим ещё, кто окажется в роли груши. А если соперник постоянно оголяет фланги в защите, можно направить своих игроков по флангу и установить тактику перевода атак на фланги — и вот — «ура! мы ломим, гнутся шведы».
Вообще, если выводить простую формулу победы — надо опираться как минимум на два направления из трёх. Например, полузащита+атака (плюс выбор направления атаки), или защита+полузащита (прессинг, игра творчески, дальние удары), или защита+атака (тогда играем контратаки) и т.д. И при этом надо понимать, что если мы полностью не доминируем в каждой из линий (например, в защите желательно успешно противодействовать во всех трёх направлениях), то шансы наши пропорционально снижаются.
Матч
Матч в Хеттрик идёт реальные 90 минут плюс дополнительное время, как и положено в футболе. При этом идёт трансляция матча, которая отображает в текстовом виде те события, которые возникают по ходу матча:
И хотя это не так красочно, как беготня маленьких человечков по экрану, зато, на самом деле, увлекает и реально связано с движком матча (мы ведь помним, что играют линии, а не игроки?). В зависимости от сравнения полузащиты команд, каждая из них претендует на определённое (но не более 10) моментов, каждый из которых может закончится голом — при обычном развитии событий сравниваются соответствующие рейтинги одного из направлений атаки с противоположным направлением защиты. Плюс к этому, есть ещё стандартные положения и специальные события, которые связанные со специализациями игроков и их реализация не зависит напрямую от рейтингов. Благодаря чему, например, можно выигрывать с помощью тактики «Игра творчески», в которой идёт крен в сторону использования специальностей игроков и команда не так сильно зависит от рейтингов линий — нужна только полузащита.
Можно и не смотреть матч в живую, тогда можно это сделать в записи, всё равно во время мачта нельзя внести никаких корректив в игру (это сделано для того, чтобы те кто смотрит игру «в живую» не получали преимущества). Зато можно при расстановке на матч указывать замены, изменять позицию игрока или менять игроков местами. Это позволяет во время матча поменять уставших игроков (с низкой выносливостью), а также сменить расстановку на случай, если команда забила или пропустила гол. Таких указаний, если у вас не нанят тренер по тактике, можно сделать 5 штук.
В итоговой же статистике матча отражаются рейтинги линий команд, распределение выпавших шансов и даже есть некий вариант определения справедливости результата (для так называемых саппортеров — тех, кто платит за подписку), когда отображается некоторое количество (изначально 20, но можно и 100) сыгранных матчей с теми же самыми исходными данными. Это помогает игроку понять, закономерно ли он проиграл или победил, надо ли что-то менять в игре команды… Это тоже недавнее изобретение Хеттрика, до этого оставалось только гадать и списывать свои поражения на так называемый «рендом», т.е. случайность. Конечно, из случайностей сложена вся игра и результат одного или даже серии матчей может выбиваться из ваших представлений, но надо понимать, что даже если вероятность наступления события 1 из 100 — то это всё равно не ноль. Ну и на длинной дистанции случайности не могут постоянно работать против вас, возможно, дело в чём-то ином…
А для чего же мы играем матчи?
Лига и кубок
Когда игроку выдают команду с игроками, она не повисает в пустоте — она оказывается в определённой лиге (группе на 8 команд) с командами других менеджеров. В Хеттрике используется дерево лиг: в каждой стране есть одна премьер-лига (т.е. лига первого уровня), потом 4-е лиги второго уровня, 16 третьего и т.д. И в каждой лиге по 8 команд. Это позволяет играть огромным количествам менеджеров в каждой стране и свести это всё к простой схеме: наверх может пробиться победитель лиги ниже по уровню, вниз падают сразу две команды, плюс две (5-6 места) играют квалификационные матчи по итогам сезона. Таким образом, состав лиги может смениться на 5/8, что предотвращает бесконечную игру одних и тех же команд.
В России, например, 5 уровней лиг (всего 341 лига на 2728 команд), а активных команд около 1250. Понятно, что большая часть «пятёрок» (команд V дивизиона) наполнена не активными менеджерами, а ботами, которые играют всё время одними и теми же нестареющими игроками и являются «мальчиками для битья» для новичков, поступающих в эти лиги. Играть с ними, возможно, не столь увлекательно, как с живыми людьми, но зато можно набраться опыта и подкачать команду для выхода наверх. Если новичка сразу отправить бороться за выживанием с командой старичков-инвалидов, то это не очень хорошо бы закончилось. Часто те, кто попадал в подобные ситуации, бросали игру столкнувшись с трудностями и бесконечными поражениями, зато те кто выживал — давал прикурить всем остальным.
Попасть в первые два дивизиона непросто — ведь они включают в себя только 40 команд, т.е. это «сливки» общества, менеджеры, которые мало того что хорошо разбираются в игре, так ещё и не ленятся просчитывать свои действия на пару сезонов вперёд, да и с удачливостью у них тоже всё неплохо. Я за всё время существования своей команды только дважды выигрывал «трёшку» и отыграл во втором дивизионе только два сезона. Причём, если давным-давно можно было спекулировать на перепродажах игроков и сколачивать капитал, с которым можно было штурмовать вершины, а совсем недавно можно было за много сезонов сидения в низших лигах скопить денежки на тренировках игроков и затем уже «выстрелить», то сейчас все эти нехитрые пути практически перекрыли специальными финансовыми ограничениями, и теперь не так-то просто взлететь ракетой наверх, скорее всего придётся кропотливо сколачивать команду и экономить деньги.
В одном сезоне проводится 14 игр: по два раза с каждым соперником — дома и на выезде. На игры в лиге приходят много зрителей, поэтому это один из основных способов получения доходов командой. Кроме этого каждый сезон разыгрывается кубок страны среди всех команд, плюс три поощрительных кубка для тех, кто вылетел из основного. На кубки зрителей ходит поменьше, но всё-таки много и еще есть бонус в виде денег за занятые места. После вылета из всех кубков команда может играть товарищеские матчи, которые нужны в основном только для заигрывания игроков для получения ими тренировки.
Клуб и персонал
В футбольном клубе игрок, понятное дело, представляет собой менеджера, который выполняет все виды работ: покупает/продаёт игроков, выставляет состав на матчи, выстраивает тренировку и т.д. «Помогает» же ему в этом персонал, который опять-таки набирает менеджер.
Без тренера команда существовать не может, поэтому тренер в команде будет всегда и выгнать его нельзя, только сменить на другого. И в смене есть смысл, поскольку от уровня тренера в первую очередь зависит скорость тренировки навыков у игроков, а также стиль тренера (оборонительный, атакующий, нейтральный), который определяет модификаторы к уровням линий. Кроме этого есть ещё лидерство, которое помогает держать на высоте командный дух, который в свою очередь влияет на то, захватит ли и удержит команда преимущество в центре поля. Но рано или поздно тренера приходиться менять, поскольку он начинает терять свою квалификацию. Тренера можно взять со стороны или сделать из своего игрока, что будет дешевле, поскольку в этом случае не надо переплачивать за его лидерские качества, но и подобрать игрока с высоким опытом и лидерством непросто.
Из остальных помощников нам доступны:
- два помощника тренера, которые немного повышают скорость тренировки, но увеличивают риск травмы;
- медик — для ускорения лечения игроков и снижения риска травмы;
- тренер по физподготовке, который повышает среднюю форму команды;
- спортивный психолог, увеличивающий командный дух и уверенность команды,
- тренер по тактике, который позволяет увеличивать количество указаний на матч и немного менять стиль игры тренера;
- финансовый директор, который просто необходим, если у команды денег куры не клюют, но который бесполезен тем, у кого их нет.
Нанять одновременно можно только четверых, поэтому приходится выбирать — что же на данный момент важнее. Просто так разорвать контракт со специалистом не получится, придётся выплачивать приличные «отступные», поэтому и персонал надо планировать, нанимая специалистов чётко на то время, в которое они принесут максимальную пользу.
Стадион, болельщики и спонсоры
В игре конечно же присутствует стадион, на котором играются домашние матчи, и продажа билетов является одной из основных доходных статей клуба. Но зрители на стадион приходят не просто так, для этого клубу нужны болельщики, ожидания которых надо удовлетворять. Бесполезно строить огромный стадион, когда у клуба мало фанатов, ну и будет мало желающих ходить на игры постоянно проигрывающей команды. Содержание стадиона стоит денег, поэтому когда он простаивает — клуб в пустую тратит деньги. Перестройка стадиона занимает время, да ещё и не дешевое занятие, поэтому планировать приходиться даже расширение стадиона.
Кроме стадиона, серьёзным источником дохода являются спонсоры, которые каждую неделю дают деньги в зависимости от своего настроения, которое желательно поддерживать максимальным — пусть они танцуют на улицах, тогда и денежки будут поступать исправно.
В разделе «Финансы» менеджер может оценить экономическое состояние своего клуба — оценить доходы, а также затраты на зарплату сотрудников, содержание стадиона, на персонал и т.д. Если двухнедельный баланс у вас будет постоянно ниже нуля — то скорее всего это прямой путь вниз, поскольку большой минус за сезон можно будет компенсировать разве что за счёт за счёт тренировки своих игроков, но деньги от их продажи нужны ещё и на покупку новых игроков, так что с этим нельзя постоянно заигрывать — лучше выстраивать стратегию финансовой стабильности, чтобы в один не столь прекрасный момент оказаться банкротом (задолжать более 20 миллионов рублей).
Тренировка
С помощью тренировки можно повышать определённые навыки игроков. Это одна из основных составляющих игры, и те, кто сразу этого не понял, многое теряют, а, точнее, теряют сразу и время и деньги. За счёт тренировки игроков для их дальнейшей продажи можно обеспечить свой клуб финансами не только на текущие расходы (для этого обычно хватает денег от спонсоров и стадиона), но и на развитие — постоянную ротацию игроков в команде.
Система тренировки в Хеттрике весьма своеобразна и многие её критикуют за то, что нельзя тренировать сразу всех игроков — каждого по своей программе. Но эта система имеет свою внутреннюю логику механизма, у которого шестерёнками пронизаны все его части. Единовременно тренировать можно только один навык у игроков и эти игроки должны быть заиграны на соответствующих позициях в матчах лиги или кубка (или товарищеских). Это сразу нас ограничивает в количестве тренируемых игроков и не даёт нам возможность тренировать игроков только для себя. То есть вырастить команду из своих игроков конечно же можно, но это будет не лучший способ, поскольку пока вы тренируете с максимальной скоростью своих молодых игроков, другие игроки в вашей команде стареют и теряют навыки (навыки падают у игроков старше 28 лет и тех, у кого они выше 15). Постоянно переключаться с тренировки на тренировку — так можно только растянуть повышение навыков на более длительное время — игроки с каждым днём стареют и уже не так быстро тренируются как в 17-19 лет.
Поэтому оптимальный вариант — это определиться с тем, что вы хотите тренировать, выбрать или купить молодых тренируемых и тренировать, тренировать… Часть натренированных игроков будут играть в официальных матчах, параллельно для них будет раститься смена и будут продаваться игроки на сторону, чтобы иметь возможность в свою очередь купить подходящих игроков для своей команды — на не тренируемые позиции. Что же именно тренировать, в принципе, разницы нет: финансовый «выхлоп» окажется примерно одинаковым для разных направлений — рыночек, как говорится, «порешает». Самое главное, что при выборе тренировки вы оказываетесь в ситуации, когда выгоднее (с точки зрения дохода) играть определённые игровые формации. Например, если мы выбираем нападение, то это варианты 2-5-3, 3-4-3, 5-2-3, т.е. те, в которых на позициях нападающих играет по 3 игрока. В представленном случае, это резко снижает вариативность игры команды и, фактически, у нас остаётся либо вариант «все в атаку» или «радикальные контратаки». И только тренировка вратарей даёт нам полную свободу действий, но зато она более рискованная в части потери тренировок — тренировать можно только двух игроков, они весьма дорогостоящие и пропуск тренировки обходится гораздо дороже.
У своих игроков владелец видит только целочисленные значения навыков, а тренировка навыка требует определённого количества недель (в зависимости от тренируемого навыка, возраста игрока, его позиции на поле и сыгранного времени за неделю), и значит на самом деле владелец не видит дробной части навыка. Раньше приходилось следить за всем вручную, но теперь есть встроенные инструменты расчета и планирования тренировки, а также можно оценивать развитие игрока. В этом смысле игра тоже стала проще и нагляднее.
С другой стороны, разработчики постоянно что-то подкручивают и так просто тренировать один навык «до посинения» стало нельзя — резкий рост зарплаты игрока на высоких уровнях ограничивает, во-первых, возможность их тренировки до высоких значений, а, во-вторых, их применимость — слишком дорого обходятся они клубу. Были даже случаи банкротства команд, купивших по дешевке «дивана» (игрока с уровнем навыка «divine», т.е. уровень 20 — по-русски обозначение «божественно»), которые одной зарплатой вгоняли в долги неготовые к этому клубы. И просто так сколотить команду из таких «диванов» и доминировать стало практически невозможно, а уж когда обрезали возможность бесконечно тратить деньги, то и вовсе невозможно. Поэтому теперь большим спросом пользуются игроки-мультискилы, у которых развит не только один основной навык, а ещё два-три дополнительных. Зарплата у них не такая большая, а вот польза значительно выше, поскольку они больше вкладывают во все рейтинги, а не только в одно направление. И стоимость из-за этого на трансферном рынке у них значительно выше.
Трансферный рынок и торги
Важной частью игры является трансферный рынок, а одной из захватывающих сторон — это процесс торгов за приглянувшегося игрока. Игроков на трансфер выставляют их текущие владельцы за ту стоимость, которую им захочется поставить, а покупают их другие менеджеры участвуя в аукционных торгах. И тут есть нюанс — можно высоко задрать цену на игрока и очень долго его продавать или вообще не продать, можно установить цену в «ноль» и гарантировано сбыть игрока, но не факт, что за ту цену, которую вы считаете справедливой. А можно и за некий промежуточный вариант, когда цена отпугнёт большинство менеджеров и участвовать в торгах будет один или два, но это может не создать так называемый «бидвар» (bid wars), т.е. завышения продажной цены из-за азарта участников, каждому из которых жалко отпустить понравившегося ему игрока из-за какого-то несчастного повышения ставки на одну сотую стоимости игрока.
У игроков на трансфере видны их навыки, и искать их можно практически по любым параметрам. Но поскольку игрок выставляется на трансфер на 3 суток, то найти подходящего можно только среди ограниченного контингента. Поэтому, если вам нужен определённый игрок с редко встречающимися данными, есть шанс, что искать вы его будете долго, запуская поиск каждый день. Ну и специфические игроки могут стоить очень дорого, например, игроки играющие или могущие сыграть за сборную страны стоят иногда просто космических денег.
Можно участвовать в торгах «в живую», непосредственно участвуя в аукционе и вручную повышая ставки, можно сразу выставить некую заградительную сумму с большим риском переплатить, а можно и установить автоставку, которая будет поднимать ставку по чуть-чуть до определённого предела. Но такую автоставку можно использовать только на одном игроке одновременно.
Когда-то давным-давно с помощью трансферов удачливые (а на самом деле упёртые и внимательные) менеджеры, которые могли просчитать подуровни навыков игрока, зарабатывали огромные капиталы, с помощью которых могли и брали чемпионат и кубок России. Но разработчики игры уже прикрыли эту возможность, когда начали брать повышенный процент за быструю перепродажу игрока, поэтому теперь этот путь к победе практически перекрыт. И поэтому такие жаргонизмы, как скилл-трейдинг (перепродажа игроков, которым до повышения навыка осталось немного), дей-трейдинг (когда покупали игрока в невыгодное время для продажи и перепродавали дороже) и прочие «трейдинги» — практически ушли из игры. И очень сложно продать игрока дороже чем он стоит, поскольку за этим постоянно бдит администрация игры, а так же обычные пользователи, которые всегда могут нажать на кнопку и сообщить о слишком дорогом, по их мнению, трансфере. Поэтому рынок в Хеттрике практически идеальный: с одной стороны — полная свобода действий для участников, с другой — предотвращение мошеннических действий и наказание виновников (бан). Это пока что позволяет держать цены на игроков, и не допускать ни инфляции, ни дефляции.
Сборные
В Hattrick есть ещё один компонент, добавляющий возможности устраивать соревнования между разными странами — Чемпионат Мира: отдельно для игроков старше 21 года и для молодежи. Матчи сборных играются на протяжении двух сезонов Хеттрика и сначала, как и положено, проводится квалификационные отборочные игры, а затем проходят 3 групповых раунда, в которых из 4 команд выходят 2, а в итоге среди оставшихся четырёх сборных разыгрываются медали.
Тренеров сборных команд выбирают максимально демократическим путём: кандидаты выставляют свои кандидатуры, на неделю открываются дебаты на национальном форуме и там можно задать им свои вопросы. Всю неделю менеджеры страны могут на странице выборов отдать свой голос тому кандидату, который им больше понравится.
Однако, тренер — это всего лишь один человек, а для работы серьёзной сборной нужно многое: кроме расстановки на матчи, необходимо ещё отслеживание перспективных игроков сборной, их развития, нарушения процесса их тренировки. Поэтому тренеру обычно помогают так называемые «скауты» — менеджеры, которые готовы взвалить на себя и тащить этот груз. Обычно скауты есть по каждой позиции игроков, и в помощь им сейчас есть специальный инструмент: трекер игроков сборных — глобальная обновляемая база игроков, созданная с помощью API CHPP — инструмента для разработчиков внутри сообщества Hattrick.
CHPP — Hattrick для разработчиков
Я уже когда-то писал статью Что такое CHPP и с чем его едят, тут вкратце перескажу. Разработчики Hattrick создали открытый API для разработчиков и назвали его «Certified Hattrick Product Provider«. Он позволяет пользователям, которым интересна разработка своих приложений в рамках Хеттрика, запрашивать лицензию на определенный вид программного продукта, получать доступ к сервису получения данных через веб-службу и писать свои приложения, которые будут расширять те возможности, которые предоставляются Хеттриком.
Всего существует семь типов таких приложений: помощники тренера, кубковые менеджеры, плагины к браузерам, просмотрщики матчей, сборщики статистики, трекеры NT/U20 и программы для тотализаторов/ставок/игр. За последнее время многие типы приложений потихоньку вымирают, поскольку Hattrick постоянно дорабатывается и лучшие идеи внедряет в свой продукт. Например, в связи с доработкой встроенного расстановщика на матчи, перестали быть необходимыми программы-помощники тренера. С развитием турниров внутри Хеттрика — нужность программ-кубковых менеджеров тоже резко снизилась. Сейчас даже произошли изменения в системе подготовки игроков для сборных — добавлен раздел с перспективными игроками, что до сих пор было прерогативой приложений-трекеров NT/U20.
Историю создания одного CHPP-приложения для Hattrick.org я уже писал, но опять же кратко перескажу. Около десяти лет назад я тоже присоединился к этому сообществу и начал разрабатывать Hattrick Portal — сайт со статистикой для сборных. Потом разработчики Hattrick выставили на конкурс предложение разработать новую глобальную базу данных игроков для сборных команд, поскольку предыдущее аналогичное приложение перестало обновляться и Хеттрику был нужен новый инструмент (существовали десятки аналогичных приложений для разных стран, но приложение для всех сборных должно было быть одно). И тут мне повезло: моя заявка и мой опыт разработки Hattrick Portal оказался интереснее, чем остальные предложения.
Примерно за полгода я разработал основной функционал глобальной базы данных игроков и назвал это Hattrick Portal Tracker. Основной особенностью стало автоматическое ежедневное обновление данных игроков, интересных для сборных команд. Ну а дальше был долгий и упорный труд, в результате которого глобальный трекер стал действительно глобальным: в работу с ним влились все сборные, причём большинство подобных локальных приложений перестало существовать, поскольку Hattrick Portal Tracker предоставлял больше удобства и давал больше функций.
Форум и общение
В Hattrick есть общий форум, закрытые форумы для федераций, есть чаты для отдельных лиг, турниров и т.п. Пообщаться есть где, и многих пользователей привлекает именно это — сложившееся сообщество хеттриковцев.
В России есть два основных форума для всех — Rossiya, в котором обсуждаются общие вопросы, и в основном там бурлит обсуждения про выступление сборных стран в чемпионатах мира Hattrick. И есть форум для новичков Вопросы (Russian), в котором опытные менеджеры всегда готовы ответить на любой вопрос про Хеттрик.
Резюме
Вот мы вкратце пробежались по основным аспектам игры. Понятно, что всего сразу охватить невозможно и остались за рамками данной статьи и возможность открыть вторую команду в любой стране (только для саппортеров), и Hattrick International, и возможность участия в турнирах, ладдерах или быстрых матчах с любыми игроками и многое другое… И даже своя Лига Чемпионов — Hattrick Masters. За последнее время в Hattrick появилось много новых фишек, которые направлены на тех пользователей, которым мало одной-двух игр в неделю — и это здорово. С одной стороны — это чисто соревновательные вещи, добавляющие интереса к игре, с другой стороны, они никак не влияют на финансовое состояние клуба. И теперь у Hattrick есть мобильное приложение, практически не уступающее по функциональности сайту, и позволяющее всегда находится в курсе событий своей команды и управлять ею.
Ну и подведу итоги и поделюсь тем, что успел понять за эти 16 лет. Действительно, в Хеттрик очень просто начать играть, даже очень просто начать выигрывать, но вот выиграть — очень непросто. Очень многие делают одну стандартную ошибку — они думают, что играют в реальный футбол, и свои представления о футболе и игре в него переносят и в эту игру. Но это не работает, поскольку в Хеттрике своя модель, и она больше имеет отношения к экономике, нежели чем к футболу. И по отношению к футболу модель гораздо более условна, нежели чем по отношению к экономике. И хотя, безусловно, движок игры, который рассчитывает матчи и создаёт нам их текстовое описание, опирается в чём-то на реальные модели игры в футбол, но он совсем не похож на реальную игру. Это некая условность, основанная на вероятностях, и это надо сразу понять и принять. В реальный футбол лучше пойти поиграть с друзьями на футбольное поле или на лужайку. Тут же надо изучить движок игры и экономическую модель.
Почему же надо изучать именно экономическую модель игры? Потому что, как я уже сказал, начать выигрывать просто, а вот выиграть — нет. Попадая в низший дивизион в своей стране, через сезон-другой ваша команда окрепнет и начнёт бить соседей по лиге, и у вас появится возможность подняться выше — и вы это сделаете, но скорее всего это будет первая ваша ошибка. Неподготовленная команда, без прочного тыла, будет либо сразу бита, либо будет вынуждена тратить свои незначительные ресурсы и закупаться новыми дорогостоящими и жрущими зарплату как пылесос игроками. Это, даже если и не загоняет в долги, резко снижает дальнейший манёвр. Играть становится, конечно, интересно, зато после вылета обратно вниз резко теряется интерес к игре — и менеджер может забросить команду. А ведь это только начало интересного пути и, как говориться, путь в тысячу ли начинается с первого шага. Поэтому надо продумать стратегию построения крепкого клуба, с постоянно растущей в профессиональном смысле командой, с игроками заточенными под вашу тактику игры, строить клуб с растущими доходами и растущими аппетитами.
Если вас это заинтересовало, то позвольте пригласить вас в эту увлекательную игру. России в Хеттрике нужны менеджеры, ведь именно от них зависит — каких игроков они смогут вырастить для сборной страны и сможет ли сборная победить и взять на очередном чемпионате медали. Ссылкой, которую я дал, можно и не пользоваться, а просто зайти на сайт hattrick.org, но уверяю вас — я с этого приглашения не получу никаких привилегий (мне разработчики игры и так обеспечивают Supporter Diamond, как разработчику CHPP-приложения с наибольшим количеством пользователей), зато я смогу отслеживать ваши успехи в этой увлекательной и непростой игре.
Ну и напоследок. 5 июня, в официальный день рождения Hattrick Supporter, будет «Карантинная раздача» — будет разыграно 4 билета, и каждый счастливчик выиграет настоящее райское путешествие стоимостью 3000 евро. И один из победителей будет выбран среди всех пользователей, которые будут заходить на сайт как минимум два раза в неделю между 2 мая и 5 июня. Все, что нужно сделать, это заходить на сайт по крайней мере два раза в неделю, и тогда Вы — участник розыгрыша.
- dukeyusupov
- 0
- 6 573