COM-мышь в Linux Mint

Век живи, век учись — дураком помрёшь!

Постоянно всё течёт и всё меняется. Поэтому надо постоянно изучать что-то новое, главное — не увлекаться, ибо тогда на жизнь времени не останется. Но не надо думать, что изучив что-то давно, это знание останется с тобой и будет актуальным. Во-первых, неприменяемые знания вытесняются из памяти быстро, во-вторых, может оказаться что они не такие уж и знания, а скорее пережитки прошлого, которые надо изживать.

Пофилосовствовать меня заставила одна небольшая закавыка, в которую в влетел совершенно случайно, найдя в своих запасниках COM-мышь, да не простую, а с шариком и колёсиком:

   
1 + 0 -

Ядро PC XT в ZXDOS+

После появления новой прошивки для ZXDOS+ появилась возможность использования ядра PC XT (до этого было только для ZXUNO и ZXDOS без плюса) для эмуляции IBM PC/XT. Реализация данного ядра основана на проекте Next186 и предоставляет пользователю следующие возможности:

  1. Процессор 30 Мгц (и для 32 бит 166.66 Мгц шину данных)
  2. Память 64 MB DDR3 RAM (DDR3-1333 333.33 МГц)
  3. Поддержку звука (в том числе и Adlib)
  4. Поддержку PS/2 клавиатуры и мыши

В принципе, интересный вариант для запуска разнообразного ПО написанного под DOS, в том числе множества древних игр. Так что данное ядро добавляет ZXDOS+ очередную грань ретрогейминга. Этим-то мне и нравится данное устройство, поскольку оно не только даёт возможность его использования в качестве ZX Spectrum и даже ZX Spectrum Next, но и в качестве множества 8-битных игровых консолей того времени, а сейчас ещё и полноценного IBM PC (хоть и XT).

 

0 + 0 -

Две бесящие проблемы Windows

Уже скоро выйдет Windows 11 (скорее всего она выйдет в октябре 2021 года, а доступна для обновления будет начиная с 2022 года), хотя ещё совсем недавно в корпорации Microsoft уверяли, что Windows 10 это вершина эволюции и совсем последняя версия, после которой будут только постоянные её обновления.

Зачем было давать новый индекс ОС лично мне непонятно: все изменения, похоже, заключаются только переносе копки «Пуск» в центр экрана и «закруглению» углов окон. Можно подумать, что самое главное — это заставить пользователя в очередной раз искать эту самую кнопку по всему экрану и за ним (вариант Windows 8 без кнопки «Пуск»). Ну и Скайп, похоже, наконец-то закопали, как и MSN до этого. Ничего не меняется — ходим по кругу.

Меня же, как минимум, с Windows XP бесят две особенности всей Windows, которым уже много лет: первая — это отключение USB-устройств и автоподключение сетевых ресурсов после перезапуска ОС. В десктопных версиях Linux я такого безобразия я просто не припомню, но каждый раз после запуска ПК и старта Windows я вижу стандартное системное сообщение о том, что диски не удалось подключить и вынужден вручную заходить на буквы дисков, к которым примонтированы сетевые ресурсы. И через раз я попадаю на невозможность штатного извлечения USB-устройства.

0 + 0 -

Использование реальных дискет ZX Spectrum. Часть 2: установка ОС с прямым доступом к дисководу

Ещё в конце 90-х, когда у меня появился первый ПК на процессоре Пентиум, я использовал его в качестве ZX Spectrum с помощью эмуляторов (потому что у моего Спектрума стала «отваливаться» клавиатура). И эти эмуляторы в MS-DOS могли работать с реальными дисководами и дискетами TR-DOS (Beta Disk). Тогда-то я и превратил в образы дискет большую часть своей коллекции, кроме тех, которые были с защитой от копирования (с ними эмуляторы отказывались работать напрочь, даже есть снять полный образ специальными утилитами).

То есть необходимо было только подключить дисководы к ПК, установить MS-DOS, засовывать дискеты в щель дисковода и наслаждаться трелями перемещения его головки во время чтения/записи. Но на самом деле задача оказалась (как и всегда) немного сложнее и со множеством всяких проблем. Поэтому — по очереди. Дисководы я уже подобрал, теперь надо установить операционку на подходящее железо (тем кому про устаревшие операционные системы неинтересно — пропускайте эту часть). В качестве подходящего, как я уже упоминал, пошёл мини-ПК, собранный в 2020 году из всяких остатков. Там оказался нужный для дисководов разъём FDD, который уже давно «выпилили» с современных материнских плат. 

0 + 0 -

Установка обновлений на «устаревшие» ОС Windows

Microsoft в соответствии с жизненным циклом своих операционных систем постоянно отбрасывает тянущийся за ней хвост поддержки устаревших ОС — уже давно «отстреляна» Windows XP (8 апреля 2014) и Windows Vista (11 апреля 2017), и даже Windows 7 в этом году удостоился той же судьбы (14 января 2020). Ну и по серверным версиям: 14 июня 2015 прекращена поддержка Windows Server 2003, и в то же 14 января 2020 г. завершилась поддержка Windows Server 2008 и 2008 R2.

Единственной актуальной десктопной версией Windows остаётся Windows 10, хотя для Windows 8.1 ещё действует расширенная поддержка (до 10 января 2023 г.), но основная уже прекращена ещё 9 января 2018 г. Также и по серверным версиям, актуальной ещё остаётся Windows Server 2016 (основная поддержка закончится только 11 января 2022) и, естественно, новая Windows Server 2019 (она же по сути 2016 R2).

Естественно, работать на устаревших ОС, не получающих новых обновлений безопасности попросту опасно, но для домашнего использования многие на это забивают — мол, ничего страшного не случиться. Опасное заблуждение, но, в принципе, при соблюдении определённых правил (антивирус, брандмауэр, подключение к интернету через роутер со своей защитой, регулярный бэкап собственных данных в «облака» и на оффлайновые носители) жить можно. Вот и мне тут принесли древний ноутбук от ASUS, который хотелось бы вернуть замусоренную разными программами Windows Vista в нормальное, изначально чистое состояние.

 

0 + 0 -

Обновление Linux Mint с версии 19.3 (Tricia) до 20 (Ulyana)

Пришло время обновлять операционную систему, ибо таки вышла долгожданная новая и уже 20 версия Linux Mint под кодовым именем «Ульяна». Поэтому Трише (версия 19.3), да и её родным сёстрам (Тине, Тессе и Таре) пора дать отставку и попробовать новенькую, которая благодаря закону диалектического синтеза (отрицания отрицания) берёт лучшее от своих предшественниц и добавляет новые возможности.

Новые возможности

Их не так уж и много, но они есть. Из того что может заметить обычный пользователь:

  1. Заявлена новая программа Warpinator, с помощью которой можно будет обмениваться файлами между компьютерами в локальной сети. Не знаю, насколько в данное время востребована данная фишка, как мне кажется, её время уже безвозвратно ушло, но кто знает, может кто-то найдёт ей удобное применение. Лучше бы они встроили монтирование сетевых дисков аналогично тому, как это организовано в Windows. Да, есть программа, которая решает эту проблему, но хотелось бы видеть нативное решение.
  2. Также улучшена поддержка видеокарт NVIDIA: теперь есть возможность удобного переключения между встроенной видеокартой и дискретной (это касается, в основном, ноутбуков с отдельными графическими чипами). Можно даже конкретную программу запустить на конкретном графическом чипе прямо из главного меню.
  3. Cinnamon апгрейдили до версии 4.6. Улучшили скорость диспетчера файлов Nemo: теперь отрисовка эскизов не задерживает отображение списка файлов. Добавили выбор частоты экрана (ну надо же, когда и смысл уже почти пропал…). И вот что действительно полезно владельцам экранов с разрешением сильно выше FullHD, так это поддержка не просто HiDPI, как было до этого, а дробного масштабирования картинки (причём для каждого монитора по отдельности), и вместо 100% и 200% можно теперь будет установить 125%, 150% и 175%.
  4. В очередной раз перерисовали иконки в трее (для лучшей совместимости с HiDPI). Да и вообще добавили цветов в изначально зелёный мятный и теперь можно сразу выбрать свой цвет. И добавились новые обои — куда ж без них.

Под капотом осталось новое ядро Linux версии 5.4 и основа собственно Linux Mint — Ubuntu 20.04 и то что это долгоиграющий релиз (LTS): он будет поддерживаться до 2025 года, что упростит жизнь тем пользователям, которые не захотят переезжать на более новые версии Linux Mint, и даже тем пользователям, которые захотят это сделать до 2022 года — все новые релизы будут основаны на одной и той же базе пакетов, поэтому апгрейд будет проще.

Ну а теперь — к основному блюду.

0 + 0 -

Настройка Manjaro Linux KDE: DPI, шрифты, обновление и бэкап

В предыдущей статье не успел «добить» остальные вопросы настройки Manjaro Linux, которые уже были описаны в статьях про Linux Mint: настройку шрифтов, обновления и резервирование. Поэтому продолжим.

С Manjaro Linux KDE, кстати, меня поджидал очередной сюрприз: после настройки установленной ОС для её использования под все свои домашние компьютеры (см. статью Установка Manjaro Linux на USB-HDD) и попытке загрузиться на своём новом ПК, я получил ОГРОМНЫЕ окна с ОГРОМНЫМИ буквами, так что на экране 1920 на 1200 едва влезал экран входа в систему ну и т.п. С Gnome такой ситуации не было…

0 + 0 -

Manjaro Linux KDE, настройка и автомонтирование сетевых папок

После установки и первого впечатления от Manjaro Linux, я перешёл к его настройке. Процесс настройки Linux под свои нужды в Linux Mint я уже описывал аж в четырёх частях (раз, два, три и четыре), поэтому подробно останавливаться не буду, поскольку всё делается по аналогии, разве что Synaptic придётся поменять на Pamac.

Однако, после статьи про первые впечатления от дистрибутива Manjaro я попробовал их вариант XFCE: он, к сожалению, оказался на мой взгляд, не очень — оставив впечатление собранного на коленке кадавра. А также попробовал и KDE Plasma: а вот этот вариант больше порадовал — хотя практически все минусы, которые я смог найти в Manjaro присутствовали и в нём, однако хотя бы параметры системы были собраны в одном месте:

 
 

0 + 0 -

Manjaro Linux: первое впечатление

После установки Manjaro Linux на USB-HDD и начала его использования (собственно этот текст я тоже пишу в этой ОС), у меня начали складываться впечатления от данного дистрибутива. И в этой статье я постараюсь описать те положительные вещи, которые я успел заметить, и те вещи, которые мне не очень понравились. Поскольку это именно что первый взгляд, поэтому я могу что-то не учесть или не понять, буду выступать с точки зрения обычного пользователя, хотя и имеющего опыт в использовании Linux.

И сразу скажу, что использовал дистрибутив с рабочей средой Gnome, поскольку мне она нравится больше остальных наиболее распространённых альтернатив (KDE и XFCE). Первый (KDE) мне уже успел поднадоесть за то время, пока я сидел на PC-BSD (сейчас TrueOS), а XFCE, на мой взгляд, простоват. Я его, конечно, на свой слабенький мини-ПК поставлю посмотреть, но пока на нём и Гном справляется отлично.

0 + 0 -

Установка Manjaro Linux на USB-HDD

Идея данной статьи появилась по прочтению комментариев читателей моего цикла «Linux обычного пользователя«, посвященного Linux Mint, как дистрибутиву Linux максимально ориентированного на простоту использования. Во-первых, мне не один раз сообщили, что кроме Linux Mint есть, как минимум, ещё один дистрибутив, заточенный под обычных пользователей, симпатичный, удобный, с последними версиями ПО (и с картами и девицами). А, во-вторых, был запрос от одного пользователя рассмотреть тему установки Linux на внешний SSD-диск, чтобы можно было потом подключать его к любому ПК. Тема любопытная, да и упомянутый Manjaro Linux хотелось заценить, поэтому приступим.

0 + 0 -

«Заморозка» изображения удалённого рабочего стола Windows 10 — решаем проблему

Столкнулся с интересной проблемой при переходе на удалённую работу. Работать приходится на рабочей машине через VPN, подключаясь к ней с помощью клиента удалённого рабочего стола с домашнего ПК. И вот при подобном соединении периодически как бы зависал экран, т.е. изображение полностью замирало, не менялось даже на чёрный экран. При этом отсоединения от сессии не проходило, мышь и клавиатура продолжала работать, так как при переключении было видно, что нажатия клавиш и мыши были переданы на удалённый ПК.

Приходилось постоянно переподключаться к рабочему ПК, что реально бесило — такое случалось часто, иногда по нескольку раз за несколько минут, иногда за час. Понятно было, что надо что-то делать, но непонятно было что. При этом домашний ноутбук, в отличии от ПК, таких кунштюков не выдавал, стабильно работая — было ясно, что проблема не в нестабильной работе сети или VPN, а кроется где-то в программной части домашнего ПК. Сначала я исправил всё, что показывал журнал системных ошибок, но это не помогло. Начал было уже косо смотреть на драйвер видеокарты, но мысль о том, что изображение замирает только в сессии RDP (Remote Desktop Protocol) меня успокоило на этот счёт. Поиски в интернете сначала успехов не принесли, потому что информации очень много и трудно так сформулировать запрос, чтобы на него не выдавалось куча бесполезной в моём случае информации. Но потом я всё-таки начал искать в английском сегменте и сразу нашёл решение.

0 + 0 -

Linux обычного пользователя

В начале 2020 года мне в голову пришла мысль написать статью, в которой можно было бы обрисовать Linux как операционную систему для домашнего ПК с решением всех необходимых дома задач. Но как только я начал обдумывать данную идею, сразу стало понятно, что в рамках одной статьи это невозможно решить. Но поскольку идея укрепилась, а я не люблю отступать перед трудностями и привык доводить всё до конца, постольку пришлось сделать цикл статей, который бы решал данную задачу. И вот так появилась серия «Linux обычного пользователя». 

0 + 0 -

Софт для Linux: Эмуляторы

Не хотелось очень сильно увеличивать объём предыдущей статьи на тему домашнего Linux, поэтому часть про Linux и игры получилась несколько незаконченной и даже обрезанной в части возможностей Steam. Ну это ничего, дело поправимое, я всё равно заранее решил рассказать про эмуляцию в Linux в отдельном материале. И вот оно.

Менеджер программ в Linux Mint

 

0 + 0 -

Linux и игры

Один из самых частых доводов против Linux на домашнем ПК — это отсутствие возможности нормально поиграть. Тут можно было бы, конечно, привести контраргумент о том, что играть надо на игровых приставках, но это очень слабый аргумент, потому что уж если дома есть ПК, который используется для разных развлечений, то и игры тоже должны входить в эту сферу.

Я тут даже не буду рассказывать о том, что с играми в Linux всё замечательно. Нет, не всё замечательно, но не из-за того, что Linux как ОС не приспособлена для игр. Уже давно нет проблем с драйверами для распространенных видеокарт (и для Nivida, и для AMD), нет ощутимой разницы в производительности в сравнении с Windows (а ведь помню были времена когда в Linux производительность игры могла быть на процентов этак 40 пониже). Да и всякие игровые приблуды (джойстики, геймпады, рули и пр.) вполне неплохо поддерживается, разве что варианта ровно два — либо сходу заработает, потому что поддержка есть на уровне ядра Linux, либо вообще работать не будет (зато и без пляски с драйверами).

Проблема ровно в том, что разрабатывать игры специально для Linux (и Mac тоже) особо не рвутся, поскольку рыночная ниша очень узкая. И значительно выгоднее разрабатывать игры (или портировать) под Windows, ибо тут хотя бы есть этот самый рынок, на котором можно зарабатывать. А поскольку разрабатывать надо под Windows, то зачастую в дело идёт такая библиотека как DirectX. Такая же ситуация возникает и с портированием игр на ПК с Xbox, потому что в этой приставке используется библиотека очень похожая на DirectX, поэтому с портированием на DirectX обычно не возникает проблем. А вот в Linux нет DirectX, а есть только OpenGL, который также широко используется для разработки игр, но, к сожалению, значительно реже чем DirectX (есть, конечно, вариант использования прослойки для отрисовки вместо DirectX функциями библиотеки OpenGL, но это весьма специфическая вещь). Именно в этом и вся проблема. Поэтому и не будет для Linux такого же количества проектов класса ААА, как для Windows, потому что портировать игру с API DirectX на API OpenGL довольно-таки затратно, а делать это ради 2% пользователей можно только в полной уверенности, что большая часть этих самых пользователей игру купит.

Так что же — всё настолько плохо, что можно даже не рассматривать Linux в качестве игровой платформы и в нём невозможно даже поиграть? Нет, не так всё печально. Рассмотрим же, что нам может сейчас предложить эта ОС на примере дистрибутива Linux Mint.

0 + 0 -

Софт для Linux: Видео

Ну и после графики и аудио добьём третью голову мультимедиа — видео. Тут мы рассмотрим наличие программ в Linux для воспроизведения видео, его перекодировкой в другие форматы и нелинейного монтажа в домашних условиях.

Менеджер программ в Linux Mint

 

0 + 0 -