Переделываем сеговский геймпад для ZX Spectrum и добавляем поддержку всех кнопок

Можно ли геймпад от Sega Mega Drive модифицировать для его работы в ZX Spectrum с поддержкой всех кнопок?

А почему бы и нет!? Это можно сделать совершенно бесплатно и займёт буквально полчаса. Поехали!

0 + 0 -

Автономный моноблок ZX Spectrum на базе Дельта-С

По этой теме я записал целых два видео: первое касалось вопроса самого компьютерного блока, а второе - дисплейной части. Из старой платы, хотя и сильно ушатанной годами и потом ещё моими экспериментами удалось сделать Спектрум-Дельта-С-моноблок, притом автономный, что на видео замечательно отражено.

1 + 0 -

Подключаем ZX Spectrum к LCD-матрице с помощью "народного" контроллера

Подключение ZX Spectrum к современным мониторам через вход VGA - тема непростая. Потому что нельзя просто так взять и отнести колечко к Ородруину подсоединить видеовыход обычного Спектрума через кабель VGA к любому монитору. А почему? Поглядим для наглядности на типичную схему распиновку штекера VGA:

 


4 + 0 -

Доработки Дельта-С - отечественного клона ZX Spectrum

Я не из тех коллекционеров, которые покупает раритетное железо, дрожит над ним и сохраняет его первозданный вид. Я предпочитаю этим железом пользоваться и получать от этого удовольствие. Однако, в этом самом старом железе, как правило, всегда есть что можно улучшить, доработать или просто добавить, поскольку зачастую производители либо сознательно шли на некоторые сомнительные архитектурные решения, либо просто не было другого выхода. Поэтому, когда ко мне в руки попал такой замечательный клон, как Дельта-С02 48К (на 52 микросхемах, фактически клон Ленинграда), и как только я его полноценно подключил ко всему, к чему только смог, мне сразу же захотелось в нём что-то улучшить. И вот итог:

Но это был длительный и увлекательный проект!

6 + 3 -

Переделка USB-дисковода в обычный и внутреннего FDD во внешний

Расскажу я вам в этой статье о переделке 3,5" USB-дисковода гибких дисков в нормальный FDD-дисковод с 34-контактным разъемом шины данных. Для чего это надо? Ну, например, для подключения его к ZX Spectrum, потому что USB-дисковод в контроллер дисковода для Спектрума не воткнёшь. Да и в DOS или Windows XP он тоже не сможет читать и писать дискеты под TR-DOS, поскольку для USB-вариантов накопителей на гибких магнитных дисках просто не существует драйвера для прямого доступа к данным. А тот драйвер, что есть в Windows - он заточен только под конкретные форматы дискет, т.е. IBM-совместимый FAT-12.

  

4 + 0 -

Codemasters CD Games Pack на ZX Spectrum +2

Те кто хоть что-то знает про ZX Spectrum сразу вспомнят тот факт, что программы там нужно было грузить с магнитофона, с обычных компакт-кассет. Кто знает про ZX Spectrum чуть больше - вспомнят, что были ещё и дискеты. Сильно прошаренные расскажут, что и дискеты были разные - распространены были как оригинальные дискеты для ZX Spectrum +3 со встроенным 3" дисководом (в основном в Западной Европе), так и привычные всем 5,25" и 3,5" дискеты для интерфейса Beta Disk - в Восточной Европе и в СССР (потом в странах СНГ). Но вот только настоящие знатоки знают, что для Спектрума выходили игры на CD-ROM!

Но этот опыт оказался для ZX Spectrum по факту единичным: это был Codemasters CD Games Pack выпущенный в 1989 году.

5 + 3 -

Дельта-С: Начало. Погоня за клавиатурой для ZX Evolution

По плану я задумывал начать и закончить серию статей о ZX Evolution еще летом этого года, но всё пошло не так, как я задумывал. Дело не только в прокрастинации или из-за огромных временных затрат на перенос сайта на новую платформу. Дело в том, что особых трудностей с эксплуатаций Эвы у меня не возникло и поэтому и особого азарта тоже. Но основное тут то, что я совершенно случайно переключил всё своё внимание на другой клон Спектрума.

И что начиналось как случайность, на деле, как оказалось, было чёткой запрограммированной последовательностью! А пошло всё с того, что я починил ZX Spectrum +2, а именно его блок клавиатуры я использовал в качестве внешней клавиатуры для ZX Evo. Как это я сделал - написано в статье "ZX Evolution — собираем, подключаем…"

4 + 1 -

ZX Spectrum +2: модификация

Ещё на момент попыток подключения оригинального ZX Spectrum +2 к телевизору мне пришлось бороться с самим собой по вопросу вмешательства в оригинальную плату. Изначально хотелось, конечно, оставить её в том состоянии, в котором она останется максимально аутентичной, с другой стороны, было понятно, что у меня с работоспособностью платы проблемы и придётся много чего в ней изменить и это не может не отразиться на ней. Так и случилось. Об этом можно почитать в отдельной статье, в которой я описал все свои мучения и блуждания с ремонтом. Поэтому начав вмешательство в плату с перепаивания перемычек для видеовхода, останавливаться я уже не стал… И модифицировать, на самом деле, есть что и об этом мы тут и поговорим.

Плата модифицированная

3 + 0 -

ZX Spectrum +2: ремонт

Если кто-то читал уже мою серию статей про оригинальный ZX Spectrum +2 (приобретение, подключение к ТВ, подключение к монитору, джойстику, клавиатуре, мыши, работа с магнитофоном и дискетами), то может вспомнить, что я жаловался на один досадный глюк в доставшемся мне раритете. Вот всё остальное было здорово — целый корпус (хоть и без двух ножек), классная работающая клавиатура, работающие входы и выходы и даже полностью работающий магнитофон! Но зависание при нажатии в играх на пробел бесило. Да, можно было играть с помощью джойстика или внешней клавиатуры, но это просто неудобно, да и рано или поздно всё равно что-то висло.

С этим надо было что-то делать! Надо было найти проблему и устранить. Но что именно искать, в какую сторону копать было совершенно непонятно. Вот такие же симптомы по той же версии платы удалось найти на форуме у человека из Италии, так что проблема носит, видимо, общий характер. Пришлось вскрывать пациента и тупо пялиться на внутренности:

 

4 + 0 -

AY-LPT — оригинальный звук для эмулятора ZX Spectrum под DOS и не только

Хотел уже продолжить серию статей про ZX Evolution (первая часть про сборку тут), но тут внезапно (!) разобрался с двумя «железными» проблемами: устранил доставший меня баг с зависанием в моём ZX Spectrum +2 и смог заставить заработать «аудиокарту» на чипе AY-3-8910, которая читала данные из LPT-порта ПК. Про ZX Spectrum +2 я, наверное, расскажу в следующей статье, а вот тему устройств AY-LPT раскрою сегодня.

 

0 + 0 -

ZX Evolution — собираем, подключаем…

После создания самодельного корпуса для ZX Spider 128 со встроенной клавиатурой от ZX Spectrum +2 и встроенным 3,5″ дисководом мои «железные» поиски почти что закончились и я остаток лета и начало осени играл в игры с дискет. Но нет предела совершенству. Имеющаяся сборка прекрасно чувствовала себя на балконе, но с приходом холодов лично мне на нём стало неуютно, а вот в комнате выделить отдельное место ещё для одного Спектрума с дисководом было негде. Само наличие платы расширения, торчащей из корпуса, мешает разместить всю эту технику иначе как на горизонтальной плоскости. А стол занимать на постоянную основу не комильфо… Да и собирать/разбирать каждый раз этот «конструктор» не охота… Это ж надо обеспечить питание для Спектрума, питание для контроллера дисковода, питание для конвертера RGB в HDMI, и еще видео провода SCART и HDMI.

Помаявшись пару недель с доставанием корпуса, с подключением и отключением проводов, в итоге я пришёл к мысли, что мне всё-таки нужен клон ZX Spectrum со встроенным контроллером дисковода и видеовыходом VGA или HDMI (т.е. такой же удобный в подключении как и ZXDOS+, но с перламутровыми пуговицами дисководом).

1 + 0 -

ZX Spider 128 — современный клон ZX Spectrum

Как я уже писал ранее, я приобрёл оригинальный ZX Spectrum +2, чтобы поиграть с настоящих дискет. Затея, в принципе, удалась: подключив к нему современный контроллер дисковода Beta Disk 128X, а к тому — дисководы 5,25″ и 3,5″ я смог загружать игры и программы с имеющихся дискет.

Однако, ZX Spectrum +2, который я приобрёл, обладал одним стабильным и непонятным глюком, который я никак не мог победить, поскольку выявить его причину оказалось очень непросто. Глюк оказался весьма специфичным: в играх при нажатии клавиш пробела, N и M (ну и всего этого ряда кнопок) происходило либо зависание, либо порча каких-то данных (иногда это проявлялось на экране). В итоге, вместо того чтобы играть на Спектруме, я большую часть времени пытался его починить. К лету меня это утомило, надо было что-то делать, чтобы всё-таки иногда играть, а не только паять.

Сначала я подумывал прикупить ещё один ZX Spectrum +2 (пусть и нерабочий), чтобы из 2-х сделать хотя бы один, но идею эту успешно подавил в зародыше. А то у меня могло бы получиться два нерабочих ZX Spectrum, что в планы не входило никак. Мне нужен был гарантированно работающий Спектрум, без всяких приколов вроде зависаний. А значит надо было брать либо проверенный оригинальный (но это дорого!), либо современный клон, но со спектрумовской шиной, чтобы можно было использовать имеющийся контроллер. При этом его цена должна была быть минимальной: платить больше 5 тысяч рублей не хотелось вообще (а за полторы-две тысячи вообще ничего нет, даже не ищите…).

2 + 0 -