ZXDOS+ и MSX
При обзоре ZXDOS+ после ядер ZX Spectrum, ZX Spectrum Next и NES мне хотелось бы рассмотреть ядро для MSX (Machines with Software eXchangeability). Причина этого очень проста — я лично (в качестве школьника и студента) застал использование компьютеров Yamaha MSX в качестве комплектов для классов информатики. Если быть точным, то это были так называемые Ямаха КУВТ2, и это был второй компьютер, который я вообще увидел вживую (первым был Спектрум в виде его клона Пентагона).
У меня фотографий не сохранилось, поэтому показываю то, что нашёл на просторах Рунета (тут):
Ещё кое-какие фотки и видео можно посмотреть по этому адресу. И вот ещё статья про эти классы на Хабре.
Да, Ямаха MSX тоже был вполне себе бытовым ПК, основанным на том же процессоре Zilog Z80, у неё был тот же музыкальный чип AY-3-8910 и тот же BASIС (правда, от компании Microsoft). Однако, ничего этого я тогда не знал! И на меня впечатление производило то, что хотя экраны мониторов для учеников были черно-зелеными, зато учительский монитор был цветным и обладал весьма неплохой графикой, как мне тогда казалось (всё-таки отдельный видеоконтроллер). Ну и тот факт, что 9 рабочих мест для учеников были соединены настоящей локальной сетью с рабочим местом учителя, и тот мог загружать программы и игры сразу на все учебные станции — это выглядело круто, такого со Спектрумом я не мог представить. Плюс к этому специальные слоты под картриджи, возможность печати на принтер…
Получилось, что я учился программировать на Бейсике в школе именно на Ямахах MSX2 (в рамках УПК), а также, после выполненных заданий, мы активно играли на этих машинах в те игры, которые были на учительском ПК и на дискетах. Игры, в основном, были вполне обычными и ничем особым не выделялись на фоне тех же игр на Спектруме и я их практически не запомнил. Кроме одной. Это оказался крутейший на тот момент стелс-экшн Metal Gear.
Такого уровня игр на Спектруме я в тот момент вообще не видел, поэтому данный игровой опыт автоматом ставил платформу MSX2 выше ZX Spectrum. И вообще этот компьютер (а точнее целый класс) на меня произвел настолько сильное впечатление, что я окончательно решил стать программистом, и в итоге поступил-таки в университет на математический факультет. Но к тому времени там уже демонтировали классы Ямаха КУВТ2 и поставили обычные IMB PC 286, но их я уже толком не запомнил. Зато до сих помню именно те самые Ямахи.
Ядро MSX сразу шло в комплекте с ZXDOS+, однако только одного ядра оказалось мало — ещё нужно ПО, размещенное на SD-карте, причём на разделе, отформатированным под файловую систему FAT16. Для этого надо сначала скачать все файлы из каталога SD репозитория проекта msx1fpga (удобнее сразу скачать весь репозиторий в zip-файл), скопировать их все в корень SD-карты. Потом в корень SD-карты надо положить файл NEXTOR.SYS
из каталога msx1fpga/Software/nextor/
, а файл NEXTOR.ROM
в каталог MSX1FPGA на SD-карте (там уже будут такие файлы, но надо их перезаписать, с исходными ничего не работает). И из каталога msx1fpga/Software/msx1/
надо скопировать в тот же каталог MSX1FPGA один из файлов ROM (MSX_INT.rom
, MSX_JP.rom
или MSX_USA.rom
) переименовав его в MSX1BIOS.ROM
. После этого должна начаться загрузка MSX, однако я сразу получил ошибку, с которой сходу было непонятно что делать:
Поскольку я не понял по какому принципу генерируются эти самые keymap-файлы (EN.kmp, FR.kmp, JP.kmp, SPA.kmp
), пришлось порыскать по интернету в поисках аналогичных, но подходящего размера. В итоге, где-то удалось наткнуться на сборку, в которой оказались искомые файлы, правда только для французской, испанской и португало-бразильской клавиатур:
Вот после этого (и перенастройки файла config.txt
для указания нужной раскладки), наконец-то всё и загрузилось:
Теперь можно с помощью команд MSX-DOS (до смешения похожих на команды MS-DOS) бродить по каталогам SD-карты и запускать приложения:
Исходники на бейсике (.bas), образы дискет (.dsk) и образы картриджей (.rom) можно запускать просто вбивая их имя, поскольку в файле AUTOEXEC.BAT
уже внесены псевдонимы для этих расширений:
alias .bas basic
alias .rom srom /q
alias .dsk sri /q
alias .mbm mbmplay.com
alias .mod mmp.com
alias .mwm mwmplay
После копирования на флешку всего содержимого каталога SD в каталоге GAMES\ROMs
будет больше 100 игр, которые уж точно будут работать, поскольку к каждому из образов картриджей идёт специальный корректирующий патч (.XPC). И вот, например, запущенная игра MajiKazo:
На этом я не остановился и нашёл ещё целый сборник игр для MSX под названием MSX1PACK. Тут уже не только образы игр, но и образы дискет и кассет, да и просто программы на бейсике. Я не мог проверить все-все-все, но несколько раз наткнулся на неработающие в ZXDOS+.
Ну и, конечно же, я полез за Metal Gear, чтобы как говориться «вспомнить всё», но оказалось, что это игра была создана для MSX2. А этот компьютер, хотя и был основан на том же Z80, но в качестве видеоконтроллера имел не Texas Instruments TMS9918, а Yamaha V9938, который был значительно лучше и имел дополнительные графические режимы: 512 x 212 (16 цветов из палитры 512) и 256 x 212 (256 цветов), поддерживал многоцветные спрайты, имел аппаратное ускорение операций копирования, заливки, рисования линий и т.п. То есть данный ROM-файл загружался, но не работал. А вот варианта с ядром MSX2 для ZXDOS+ пока нет… Жаль.
А вообще, достаточно интересна сама история с MSX. То что её продвигали на официальном уровне, закупали, оборудовали учебные классы, создавали свои отечественные варианты: всё это практически никак не повлияло на интерес к ней среди обычных пользователей в СССР и России. В отличие от того же Спектрума, который сразу же начали клонировать десятками моделей. Видимо, сказывался тот самый минимализм, который продвигал сэр Клайв Синклер, стремящийся, пусть и с определенными жертвами, сделать компьютер доступный всем. И поэтому отечественным клоноделам оказалось гораздо проще найти элементную базу, из которой можно было «на коленке» спаять работающий компьютер. С MSX такая штука видимо просто не прошла. Я думаю, что просто так достать тот же видеоконтроллер оказалось не так-то просто, а заменить его было нечем. Поэтому этот замечательный 8-битный компьютер и остался в массовой памяти разве что как компьютер из учебных классов с чёрно-зеленым монитором.
- dukeyusupov
- 0
- 737